1. В
наши дни повсеместного распространения массового искусства, обилия
разносторонней и противоречивой информации, подчас трудной для усвоения, а
также переизбытка в искусстве ярких символов-раздражителей, призванных
захватить внимание человека в условиях этой избыточности, в произведениях
теряет значение отточенность реализации и изысканность стиля.
2. Задача
искусства, если оно не желает утрачивать адекватности и соответствия социальным
тенденциям, а хочет отвечать злободневным культурным запросам общества и тем
самым служить формированию этого общества, состоит в акцентировании внимания не
на реализации высокохудожественности как таковой, а на концептуальном смысле,
вложенном в произведение.
3. У инфракционалов это достигается путём
выстраивания мощных ассоциативных полей, концентрации сильных
символов-раздражителей и приведения их в сюрреалистичный контраст друг с другом
в условиях вопиющего недостатка стилевых изысков, фоновых, бэкграундных
сущностей, не служащих напрямую развёртыванию концепции, а лишь размазывающих зрительское
внимание по холсту. В сущности, в технике инфракционализма вся композиция находится в некоем вакууме, что
подчёркивает её целостность, всеохватную глубину, и вместе с тем - предельную
сжатость композиции, её контрастирование с этой пустотой, что само по себе
весьма символично. Жанр концептуально-инфантильной мультидизраптивности, с её подчёркнуто
грубыми линиями, контрастными изломами и нереалистичной манерой построения
композиции, внешне стилизованный под детские каракули, с грубыми нарушениями
законов перспективы, был выбран именно для того, чтобы поставить эти
особенности направления на служение вышеизложенным в п. 2 задачам.
3.5 Являя собой абсолютно случайный срез
действительности, агрегированный инфракционалом в разрозненных образах,
произведения данного направления обладают не только хаотичностью композиции,
разрозненностью визуальных эффектов, но и сам набор материалов, используемых
при реализации мультидизраптивных творений, намеренно – или вынужденно –
случаен и разнообразен, что лишь углубляет степень ассоциации картин со многими
явлениями внешнего мира, которые они и призваны отражать. Творения
инфракционалов являются ничем иным, как частью этого сумбурного мира, его
производной, выраженной в свободной агрегации произвольно-казуальных – либо кажущихся таковыми «постороннему
наблюдателю – частей действительности, в мнимом сумбуре которой взгляд
художника умеет распознать и отобразить с помощью характерной для него
символики каузальный смысл.
4. Возможно,
всё направление как таковое покажется кому-то лишь очередным шагом на пути к
полной депривации формы и упрощению техники во имя ёмкости и наполненности
композиции смыслом, что как тенденция явилось, на наш взгляд, лишь следствием
ускорения ритма жизни общества, экспоненциального увеличения объёма информации,
нуждающегося не только в изложении, но и в философском осмыслении.
5. При
всей ёмкости композиции, концептуальный смысл сконцентрирован в ней в ряде
ярких символов и их сочетаний, что не лишает человека свободы в восприятии и
трактовке произведений, не сковывает его мышление стереотипами и ментальными
моделями инфракционалов; одновременно с этим оно акцентирует зрительское внимание
на заданной художником проблематике, понуждая выстраивать собственные
ассоциативные ряды и самостоятельно домысливать ту обширную парадигму фигур,
смысловых полей и аллюзий, которые, ввиду ограниченности средств реализации, к
сожалению, а может быть - именно к счастью, остаются за кадром.